Вопросы и ответы
Минкомсвязи России озвучило амбициозные цели по развитию услуг широкополосного доступа в интернет (ШПД) в России – к 2018 году проникновение Интернета должно достичь 80% против сегодняшних 46% (по состоянию на сентябрь 2013 года).
Стремясь преодолеть этот разрыв, надо принимать во внимание существенную диспропорцию в уровне обеспеченности услугами ШПД граждан, проживающих в различных категориях населенных пунктов, – так называемую проблему «цифрового неравенства».
Российские операторы исторически много инвестировали в сети связи, но, прежде всего в крупные населенные пункты, где спрос на услуги связи высок и позволяет получить требуемую отдачу от вложений. Эта тенденция продолжится и в будущем.
В категории населенных пунктов, где проживает 250-500 человек, трудно ожидать инвестиционного бума. Рынок не сможет самостоятельно справиться с этой задачей в силу объективных причин – относительно невысокого объема спроса на услуги и значительных затрат на развертывание сетей в удаленных населенных пунктах.
Однако там проживают граждане, имеющие такие же права на доступ к информации, как и остальное население.
В этом контексте государство решило сфокусировать финансирование из резерва универсального обслуживания на предоставлении Интернет доступа в эти малонаселенные пункты.
Предварительный план выглядит следующим образом:
- сохранятся универсальные таксофоны – их сейчас по всей стране всего 148 тыс., в том числе обслуживаемых Ростелекомом – 135 тыс.;
- сохранятся универсальные пункты коллективного доступа – их всего по всей стране около 21 тыс.;
- сегодняшний перечень универсальных услуг – телефонная связь с использованием таксофона и доступ в Интернет в пунктах коллективного доступа будет дополнен новой услугой доступа в Интернет;
- будут организованы точки доступа в около 12 тыс. населенных пунктах страны, в которых проживает около 5 млн человек;
Точка доступа позволит людям выходить в Интернет на скорости не ниже 10 Мбит/с. Фактически государством задан национальный стандарт ШПД, чего ранее не было ни в одном нормативном акте.
На такой скорости для людей будет комфортен не только браузинг, доступ к порталу госуслуг и другим социально важным информационным ресурсам в сети, электронной почте, но и просмотр видео. Возможно, что создаваемая с такими параметрами сеть поможет довести ТВ-сигнал, например, с общедоступными общероссийскими телеканалами, до самых удаленных мест, где живут граждане.
Сроки начала оказания услуг с использованием точек доступа на конкретных территориях будут определены Правительством РФ и зафиксированы в договоре с оператором универсального обслуживания.
Мы рассчитываем на то, что фиксируя эти сроки, государство будет исходить из баланса цели по скорейшему устранению проблемы «цифрового неравенства» и объективных возможностей по скорости развертывания сетей.
Закон устанавливает ключевой параметр качества услуги – скорость, но не предписывает какой-либо технологии для организации доступа. На практике мы планируем применять различные технологии доступа. Например, WiFi или проводной доступ.
В частности, WiFi очень удобен, поскольку технология имеет наибольшее распространение среди устройств самых различных ценовых категорий, которые есть у людей в пользовании.
Выбор технологии будет определяться многими факторами – топологией населенного пункта, потребностью в ШПД, особенностями существующей инфраструктуры, причем не только и не столько инфраструктуры электросвязи.
Точки доступа должны быть установлены во всех населенных пунктах страны, в которых проживают от 250 до 500 человек и где есть универсальный таксофон.
Полагаем, что при формировании перечня населенных пунктов, целесообразно исходить из централизованных данных Росстата, чтобы достоверно понимать, что в перечне есть только те населенные пункты, в которых проживают люди.
Перечень должен определяться в договоре между Россвязью и оператором универсального обслуживания, и мы ожидаем, что список будет сформирован регулятором.
Закон не требует каких-либо изменений в существующей сети универсальных таксофонов и пунктов коллективного доступа. Вся существующая сеть и таксофонов и ПКД сохранится в полном объеме. Возможно, некоторые устройства будут передислоцированы, поскольку демографические параметры отдельных территорий меняются со временем (некоторые города и деревни становятся менее или более населенными), но это решение регулятора. В целом существующие критерии – часовая доступность без транспортного средства для универсального таксофона и наличие такого устройства в каждом муниципалитете, а также наличие минимум одного ПКД в каждом поселении, где живет более 500 человек – сохранены.
Мы полагаем, что сохранение таксофонов и ПКД это крайне важное решение. Например, в части универсальных таксофонов мы сегодня видим, что 2/3 местного трафика – это трафик по вызовам экстренных оперативных служб. Таксофоны сыграли свою важную роль в период стихийных бедствий.
Существующая сеть таксофонов, а также пункты коллективного доступа, будут постепенно модернизироваться в соответствии с допускаемой законом возможностью разного рода технических решений.
Кроме того, что закон предписывает определенное качество сетей доступа через нормативный критерий скорости ШПД, он требует, чтобы населенные пункты, в которых будут установлены точки доступа, подключались волоконно-оптической линией связи. Безусловно, есть объективные ситуации, в которых прокладка ВОЛС в принципе невозможна. По таким населенным пунктам будет отдельное решение Минкомсвязи. Например, они могут подключаться цифровыми радиорелейными линиями.
Необходимо отметить, что требование по подключению населенного пункта 250-500 человек по ВОЛС, с нашей точки зрения, даст мощный импульс модернизации всей отраслевой инфраструктуры, поскольку линии, которые будут проложены, очевидно, пройдут через другие населенные пункты, что позволит либо довести Интернет до них, либо поднять качество оказываемых сегодня услуг.