Нейросеть «Ростелекома» выявила половину всех нарушений на ЕГЭ-2020
«Ростелеком» подвел итоги работы системы видеонаблюдения на Едином государственном экзамене (ЕГЭ), который проходил в 85 субъектах Российской Федерации с 29 июня по 8 августа. Свыше 120 тыс. камер, установленных компанией, обеспечили бесперебойную онлайн-трансляцию основного и дополнительного периодов ЕГЭ.
Для сдачи ЕГЭ в 2020 году было задействовано свыше 60 тыс. аудиторий в более 4,5 тыс. пунктах проведения экзаменов (ППЭ). Экзамены также прошли в 70 ППЭ в зарубежных образовательных организациях на базе посольств, консульств, воинских частей в 53 странах по всему миру. Видеонаблюдением было охвачено 96% аудиторий. В самых отдаленных ППЭ, расположенных в труднодоступных местностях РФ (4% аудиторий), велась видеозапись, которая сразу после окончания экзамена передавалась на портал видеонаблюдения www.smotriege.ru с помощью специального программного обеспечения. Всего благодаря системе видеонаблюдения «Ростелекома» было получено 2 807 514 часов трансляций.
Государственную аттестацию контролировали 1 818 федеральных и 8 268 региональных онлайн-наблюдателей. Впервые следить за ходом экзаменов помогал искусственный интеллект — специально разработанная технология анализа поведения с использованием нейросети. Решение «Ростелекома» в режиме реального времени выявляло подозрительную активность на экзаменах. В онлайн-режиме искусственный интеллект одновременно «просматривал» видеопоток из 146 аудиторий, а в офлайн — архивные видео. Для сравнения: один наблюдатель способен следить максимум за четырьмя аудиториями одновременно. За весь период проведения ЕГЭ нейросеть обработала 161 280 часов видеозаписей из 23,5 тыс. аудиторий (около 2 100 аудиторий за один экзаменационный день).
«Невзирая на сложную ситуацию в этом году и перенос сроков проведения ЕГЭ более чем на месяц, наша компания не только успешно провела работу по организации видеонаблюдения, но и внедрила новую технологию в ставшую привычной процедуру сдачи экзаменов. Важным новшеством этого года стала специально разработанная программа машинного зрения, которая в пяти регионах анализировала поведение и следила за тем, чтобы участники ЕГЭ не списывали. Пилотный проект показал хорошие результаты — с помощью нашей умной системы было выявлено более половины всех нарушений. В дальнейшем мы будем совершенствовать нейросеть и повышать ее точность, используя данные этого года».
Техническую поддержку портала видеонаблюдения и его защиту от DDoS-атак обеспечивала операторская площадка «Ростелеком Контакт-центр» в Челябинске. Во время проведения экзаменов было зафиксировано несколько незначительных DDoS-атак мощностью до 10 Мбит/с, которые не повлияли на работоспособность портала видеонаблюдения. Общее время трансляции на портале www.smotriege.ru в период проведения экзаменов в 2020 году составило 15 дней.
Для поддержки пользователей портала «Ростелеком» организовал бесплатную горячую линию в коде 8-800, на которую поступило 10 262 звонка. Среднее время ожидания ответа оператора по телефону составило 13 секунд, разговора с оператором — 8 минут 7 секунд. По электронной почте поступило 2 295 обращений, на запросы операторы отвечали в течение восьми минут.
«Традиционно операторы ответили на все звонки и письма, которые поступили к нам на горячую линию. В основном звонили аккредитованные пользователи портала как по техническим, так и организационным вопросам. Наши сотрудники находятся на связи круглосуточно и всегда готовы помочь в решении вопросов, которые могут поступать из любого российского региона».
Система видеонаблюдения «Ростелекома» для ЕГЭ организована на базе защищенных оптических каналов связи. Все видеозаписи Единого государственного экзамена хранятся в центрах обработки данных «Ростелекома» в зависимости от требований региональных контрактов. Максимальный срок хранения — до 1 марта 2021 года.