В национальных интересах

Инвесторам и акционерам

social-twitter social-twitter

Финансовые и операционные результаты деятельности «Ростелекома» за 2 квартал и I полугодие 2020 г.

Версия для печати

Выручка во II квартале 2020 года выросла на 13%, OIBDA[1] увеличилась на 15%, чистая прибыль — на 32%.

Москва, 5 августа 2020 г. — ПАО «Ростелеком» (MOEX: RTKM, RTKMP; OTCQX: ROSYY), крупнейший в России интегрированный провайдер цифровых услуг и решений, объявляет результаты деятельности за II квартал и I полугодие 2020 года по данным консолидированной отчетности по МСФО[2].

В соответствии с учетной политикой группы приобретение Tele2 Россия учтено по методу объединения бизнеса под общим контролем. В соответствии с данным методом объединение бизнеса, возникающее от передачи доли в компаниях, находящихся под контролем акционеров, контролирующих группу, учитывается, как если бы такое объединение состоялось на начало самого раннего из представленных в отчетности сравнительных периодов, или, если позднее, с момента, на который был установлен общий контроль; для этой цели сравнительная информация пересматривается. Таким образом, консолидированные финансовые данные за 2019 год были пересмотрены и в них были включены показатели Tele2 Россия таким образом, как если бы приобретение Tele2 Россия было завершено 1 января 2019 г.

Основные достижения II квартала 2020 г.

  • Консолидированная выручка выросла на 13% год к году.
  • Выручка мобильного бизнеса — на 16% год к году.
  • Выручка от цифровых сервисов — на 68% год к году.
  • OIBDA — на 15%.
  • Чистая прибыль — на 32% год к году.

Основные финансовые итоги II квартала 2020 г.

  • Выручка по сравнению с II кварталом 2019 г. выросла на 13% до 127,3 млрд руб.
  • Показатель OIBDA вырос на 15% до 48,8 млрд руб.
  • Рентабельность по OIBDA увеличилась на 0,8 п. п. до 38,3%.
  • Чистая прибыль выросла на 32 % до 7,7 млрд руб.
  • Капитальные вложения[3] без учета госпрограмм составили 24,7 млрд руб. (19,4% от выручки) против 18,3 млрд руб. (16,2% от выручки) за аналогичный период прошлого года.
  • FCF[4] составил (8,8) млрд руб. против 14,6 млрд руб. в аналогичном периоде прошлого года.
  • Чистый долг[5] увеличился на 22% с начала года и составил 407,1 млрд руб. или 2,2х показателя «чистый долг/OIBDA».

Основные показатели II квартала 2020 г., млн руб.

млн руб.

II кв. 2020

II кв. 2019

Изменение

Выручка

127 279

113 012

13%

OIBDA

48 800

42 476

15%

% от выручки

38,3%

37,6%

-

Операционная прибыль

18 557

16 002

16%

% от выручки

14,6%

14,2%

-

Чистая прибыль

7 731

5 863

32%

% от выручки

6,1%

5,2%

-

Капитальные вложения без учета госпрограмм

24 661

18 290

35%

% от выручки

19,4%

16,2%

-

Чистый долг

407 118

325 010

25%

Чистый долг/OIBDA

2,2

2,0

-

FCF

(8 832)

14 619

(23 451)

Основные финансовые итоги I полугодия 2020 г.

  • Выручка по сравнению с I полугодием 2019 года выросла на 11% до 248,9 млрд руб.
  • Показатель OIBDA вырос на 14% до 95,9 млрд руб.
  • Рентабельность по OIBDA увеличилась на 0,7 п. п. до 38,5%.
  • Чистая прибыль выросла на 14 % до 15,4 млрд руб.
  • Капитальные вложения[6] без учета госпрограмм составили 46,7 млрд руб. (18,7% от выручки) против 44,0 млрд руб. (19,7% от выручки) за I полугодие 2019 года.
  • FCF[7] составил (14,8) млрд руб. против (0,9) млрд руб. за I полугодие 2019 года.
  • Чистый долг[8] увеличился на 22% с начала года и составил 407,1 млрд руб. или 2,2х показателя «чистый долг/OIBDA».

Основные показатели I полугодия 2020 г., млн руб.

млн руб.

6 мес. 2020

6 мес. 2019

Изменение

Выручка

248 892

223 237

11%

OIBDA

95 883

84 341

14%

% от выручки

38,5%

37,8%

-

Операционная прибыль

37 504

32 766

14%

% от выручки

15,1%

14,7%

-

Чистая прибыль

15 443

13 530

14%

% от выручки

6,2%

6,1%

-

Капитальные вложения без учета госпрограмм

46 658

44 039

6%

% от выручки

18,7%

19,7%

-

Чистый долг

407 118

325 010

25%

Чистый долг/OIBDA

2,2

2,0

-

FCF

(14 778)

(899)

(13 879)

Президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский:
«Сильные финансовые и операционные результаты второго квартала текущего года свидетельствуют о том, что компания успешно прошла сложные месяцы весны и начала лета — периода, когда люди и бизнес столкнулись с беспрецедентными вызовами, связанными с карантинными мероприятиями, повсеместным переходом в онлайн и высоким уровнем неопределенности в сфере экономики. Цифровая трансформация “Ростелекома” и ставка на цифровые услуги и решения, ставшие основой нашего бизнеса, обеспечили устойчивость и значительный потенциал развития выбранной бизнес-модели в текущих условиях. Безусловно своевременной стала консолидация мобильного бизнеса Tele2 Россия, благодаря которой мы стали по-настоящему интегрированным цифровым провайдером. Объединение не только увеличило уникальный портфель бизнесов, собранных в группе компаний “Ростелеком”, но и дало широкие возможности для разработки и предложения новых цифровых сервисов и решений. Важным достижением большого коллектива компании считаю рост выручки, OIBDA и чистой прибыли во втором квартале текущего года на 13%, 15% и 32% соответственно. Мы наблюдаем осторожную активизацию экономической деятельности наших корпоративных клиентов и желаем им полного восстановления и перехода к росту в ближайшие кварталы. До конца текущего года мы планируем представить обновленную стратегию развития компании, в которой будут скорректированы цели с учетом консолидации 100% долей Tele2 Россия и определены новые инициативы, способные создать дополнительную стоимость акционерам».

Первый вице-президент ПАО «Ростелеком» Владимир Кириенко:
«Во втором квартале рост нашего бизнеса ускорился до 13%. Выручка прирастает двухзначными темпами благодаря расширению мобильного сегмента и стремительному росту доходов от цифровых сервисов. Некоторые из них, такие, как сервисы информационной безопасности, продолжают демонстрировать экспоненциальный рост: за отчетный квартал доходы по этому направлению выросли в 2,5 раза, в том числе за счет активного развития массовых сервисов кибербезопасности. Значительным спросом пользуются наши облачные сервисы, услуги дата-центров, смарт-решения в сфере управления городской инфраструктурой и цифрового государства. Растет популярность семейства цифровых сервисов “Ростелеком. Ключ” и конвергентных пакетов. За внушительным ростом стоит упорный труд нашей профессиональной команды и доверие клиентов. Оно связано, прежде всего, с тем, как быстро компания умеет адаптироваться к изменению потребностей клиентов, своевременно предлагая удобные и эффективные сервисы. За последние месяцы нам удалось поддержать наших клиентов, изменив условия предоставления услуг в рамках текущих контрактов, и создав новые востребованные цифровые сервисы. Мы разработали продукт по дистанционному контролю за температурой сотрудников на основе тепловизоров, включающий оборудование, программное обеспечение и возможности интеграции с корпоративными системами заказчика. Этим сервисом уже воспользовался ряд крупных компаний, таких как “АЛРОСА”, “ЛУКОЙЛ” и другие. Еще одно уникальное цифровое решение, которое мы недавно предложили рынку, — продукт на основе алгоритмов и возможностей искусственного интеллекта для ретейла под названием Retail Hub. С его помощью торговые сети могут управлять сменой информации на электронных дисплеях и в режиме онлайн фокусировать внимание покупателей на нужных товарах, расширяя ассортимент покупок и увеличивая средний чек. Коллеги из Tele2 также предоставили своим пользователям широкую линейку удобных дистанционных услуг и удаленных способов подключения к ним. Наша главная задача состоит в том, чтобы и в дальнейшем быть рядом с клиентом, оставаться его надежным и доверенным партнером во всем, что касается цифрового настоящего и будущего».

Старший вице-президент — финансовый директор Сергей Анохин:
«Мы уверенно прошли первую половину текущего года с точки финансовых показателей и реализации намеченных планов. Однако несмотря на заметное смягчение карантинных ограничений и первые признаки восстановления экономической активности, сохраняется значительная неопределенность в отношении дальнейшего развития пандемии и динамики макроэкономических показателей. Исходя из этого менеджмент придерживается консервативного взгляда на прогноз в части темпов роста за 2020 год, ожидая увеличения консолидированной выручки не менее чем на 5%, увеличения OIBDA не менее чем на 5%; СAPEX в пределах 100-110 млрд рублей (без учета реализации госпрограмм)».

Основные операционные итоги

Показатели фиксированного бизнеса

Количество абонентов (млн)

II кв. 2020

II кв. 2019

Изменение

I кв. 2020

Изменение

Доступ в интернет

13,4

13,0

3%

13,2

1%

ШПД (частные пользователи)

12,3

12,0

2,5%

12,2

1%

ШПД + VPN (корпоративные клиенты)

1,1

1,0

7%

1,1

2%

Платное ТВ

10,7

10,2

4%

10,5

2%

в том числе «Интерактивное ТВ»

5,8

5,4

7%

5,7

2%

Виртуальная телефония

0,139

0,084

66%

0,128

9%

Местная телефонная связь

14,9

16,5

(10%)

15,3

(3%)

ARPU[9] (руб.)

II кв. 2020

II кв. 2019

Изменение

I кв. 2020

Изменение

Доступ в интернет

ШПД (частные пользователи)

395

398

(1%)

397

(1%)

ШПД + VPN (корпоративные клиенты)

3 344

3 510

(5%)

3 368

(1%)

Платное ТВ (частные пользователи)

248

248

(0%)

257

(4%)

в том числе «Интерактивное ТВ»

309

315

(2%)

319

(3%)

Виртуальная телефония

1 148

1 175

(2%)

1 118

3%

Blended ARPU[10]

545

544

0%

551

(1%)

Показатели мобильного бизнеса

II кв. 2020

II кв. 2019

Изменение

I кв. 2020

Изменение

Дата трафик (вкл. MVNO), Пб

1 216

733

66%

1 087

12%

Отток,%

(9,0%)

(8,1%)

0,9 п.п.

(9,2%)

(0,2 п.п.)

Рост активных пользователей интернета, %

28,1%

52,0%

(23,9 п.п.)

36,1%

(8,0 п.п.)

  1. Количество интернет-абонентов в сегменте домохозяйств во II квартале 2020 г. выросло на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 12,3 млн. Показатель ARPU составил 395 руб.
  2. Количество абонентов доступа в интернет и VPN в сегменте корпоративных пользователей выросло на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 1,1 млн организаций. Показатель ARPU составил 3 344руб.
  3. Количество абонентов платного ТВ выросло на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 10,7 млн со средним ARPU 248 рублей по частным пользователям;
    • из них количество абонентов IPTV выросло на 7% до 5,8 млн подписчиков, показатель ARPU для частных пользователей составил 309 руб.
  4. Количество активных пользователей мобильного интернета выросло на 28,1% в сравнении с аналогичным периодом 2019 г., при этом рост интернет-трафика в мобильных сетях достиг 66%; показатель оттока сотовых абонентов составил 9,0%.
  5. Количество абонентов местной телефонной связи уменьшилось на 10% до 14,9 млн.

Пресс релиз по итогам 2 кв. 2020 г.



[1] Здесь и далее показатель OIBDA рассчитывается согласно приложению 1.

[2] Международные стандарты финансовой отчетности.

[3] Здесь и далее показатель капитальных вложений (CAPEX) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как денежные средства, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов.

[4] Здесь и далее свободный денежный поток (FCF) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как чистые денежные средства от операционной деятельности минус CAPEX, плюс поступления от продажи основных средств и нематериальных активов, плюс полученные проценты, плюс государственные субсидии.

[5] Здесь и далее чистый долг рассчитывается как долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты за вычетом денежных средств, их эквивалентов и краткосрочных вложений (прочие финансовые активы).

[6] Здесь и далее показатель капитальных вложений (CAPEX) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как денежные средства, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов.

[7] Здесь и далее свободный денежный поток (FCF) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как чистые денежные средства от операционной деятельности минус CAPEX, плюс поступления от продажи основных средств и нематериальных активов, плюс полученные проценты, плюс государственные субсидии.

[8] Здесь и далее чистый долг рассчитывается как долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты за вычетом денежных средств, их эквивалентов и краткосрочных вложений (прочие финансовые активы).

[9] Средний доход, получаемый с одного абонента.

[10] Blended ARPU включает в себя выручку от одного подписчика, который пользуется несколькими услугами одновременно (ШПД, IPTV и цифрового кабельного телевидения).