Финансовые и операционные результаты деятельности «Ростелекома» за 2 квартал и I полугодие 2020 г.
Выручка во II квартале 2020 года выросла на 13%, OIBDA[1] увеличилась на 15%, чистая прибыль — на 32%.
Москва, 5 августа 2020 г. — ПАО «Ростелеком» (MOEX: RTKM, RTKMP; OTCQX: ROSYY), крупнейший в России интегрированный провайдер цифровых услуг и решений, объявляет результаты деятельности за II квартал и I полугодие 2020 года по данным консолидированной отчетности по МСФО[2].
В соответствии с учетной политикой группы приобретение Tele2 Россия учтено по методу объединения бизнеса под общим контролем. В соответствии с данным методом объединение бизнеса, возникающее от передачи доли в компаниях, находящихся под контролем акционеров, контролирующих группу, учитывается, как если бы такое объединение состоялось на начало самого раннего из представленных в отчетности сравнительных периодов, или, если позднее, с момента, на который был установлен общий контроль; для этой цели сравнительная информация пересматривается. Таким образом, консолидированные финансовые данные за 2019 год были пересмотрены и в них были включены показатели Tele2 Россия таким образом, как если бы приобретение Tele2 Россия было завершено 1 января 2019 г.
Основные достижения II квартала 2020 г.
- Консолидированная выручка выросла на 13% год к году.
- Выручка мобильного бизнеса — на 16% год к году.
- Выручка от цифровых сервисов — на 68% год к году.
- OIBDA — на 15%.
- Чистая прибыль — на 32% год к году.
Основные финансовые итоги II квартала 2020 г.
- Выручка по сравнению с II кварталом 2019 г. выросла на 13% до 127,3 млрд руб.
- Показатель OIBDA вырос на 15% до 48,8 млрд руб.
- Рентабельность по OIBDA увеличилась на 0,8 п. п. до 38,3%.
- Чистая прибыль выросла на 32 % до 7,7 млрд руб.
- Капитальные вложения[3] без учета госпрограмм составили 24,7 млрд руб. (19,4% от выручки) против 18,3 млрд руб. (16,2% от выручки) за аналогичный период прошлого года.
- FCF[4] составил (8,8) млрд руб. против 14,6 млрд руб. в аналогичном периоде прошлого года.
- Чистый долг[5] увеличился на 22% с начала года и составил 407,1 млрд руб. или 2,2х показателя «чистый долг/OIBDA».
Основные показатели II квартала 2020 г., млн руб.
млн руб. |
II кв. 2020 |
II кв. 2019 |
Изменение |
Выручка |
127 279 |
113 012 |
13% |
OIBDA |
48 800 |
42 476 |
15% |
% от выручки |
38,3% |
37,6% |
- |
Операционная прибыль |
18 557 |
16 002 |
16% |
% от выручки |
14,6% |
14,2% |
- |
Чистая прибыль |
7 731 |
5 863 |
32% |
% от выручки |
6,1% |
5,2% |
- |
Капитальные вложения без учета госпрограмм |
24 661 |
18 290 |
35% |
% от выручки |
19,4% |
16,2% |
- |
Чистый долг |
407 118 |
325 010 |
25% |
Чистый долг/OIBDA |
2,2 |
2,0 |
- |
FCF |
(8 832) |
14 619 |
(23 451) |
Основные финансовые итоги I полугодия 2020 г.
- Выручка по сравнению с I полугодием 2019 года выросла на 11% до 248,9 млрд руб.
- Показатель OIBDA вырос на 14% до 95,9 млрд руб.
- Рентабельность по OIBDA увеличилась на 0,7 п. п. до 38,5%.
- Чистая прибыль выросла на 14 % до 15,4 млрд руб.
- Капитальные вложения[6] без учета госпрограмм составили 46,7 млрд руб. (18,7% от выручки) против 44,0 млрд руб. (19,7% от выручки) за I полугодие 2019 года.
- FCF[7] составил (14,8) млрд руб. против (0,9) млрд руб. за I полугодие 2019 года.
- Чистый долг[8] увеличился на 22% с начала года и составил 407,1 млрд руб. или 2,2х показателя «чистый долг/OIBDA».
Основные показатели I полугодия 2020 г., млн руб.
млн руб. |
6 мес. 2020 |
6 мес. 2019 |
Изменение |
Выручка |
248 892 |
223 237 |
11% |
OIBDA |
95 883 |
84 341 |
14% |
% от выручки |
38,5% |
37,8% |
- |
Операционная прибыль |
37 504 |
32 766 |
14% |
% от выручки |
15,1% |
14,7% |
- |
Чистая прибыль |
15 443 |
13 530 |
14% |
% от выручки |
6,2% |
6,1% |
- |
Капитальные вложения без учета госпрограмм |
46 658 |
44 039 |
6% |
% от выручки |
18,7% |
19,7% |
- |
Чистый долг |
407 118 |
325 010 |
25% |
Чистый долг/OIBDA |
2,2 |
2,0 |
- |
FCF |
(14 778) |
(899) |
(13 879) |
«Сильные финансовые и операционные результаты второго квартала текущего года свидетельствуют о том, что компания успешно прошла сложные месяцы весны и начала лета — периода, когда люди и бизнес столкнулись с беспрецедентными вызовами, связанными с карантинными мероприятиями, повсеместным переходом в онлайн и высоким уровнем неопределенности в сфере экономики. Цифровая трансформация “Ростелекома” и ставка на цифровые услуги и решения, ставшие основой нашего бизнеса, обеспечили устойчивость и значительный потенциал развития выбранной бизнес-модели в текущих условиях. Безусловно своевременной стала консолидация мобильного бизнеса Tele2 Россия, благодаря которой мы стали по-настоящему интегрированным цифровым провайдером. Объединение не только увеличило уникальный портфель бизнесов, собранных в группе компаний “Ростелеком”, но и дало широкие возможности для разработки и предложения новых цифровых сервисов и решений. Важным достижением большого коллектива компании считаю рост выручки, OIBDA и чистой прибыли во втором квартале текущего года на 13%, 15% и 32% соответственно. Мы наблюдаем осторожную активизацию экономической деятельности наших корпоративных клиентов и желаем им полного восстановления и перехода к росту в ближайшие кварталы. До конца текущего года мы планируем представить обновленную стратегию развития компании, в которой будут скорректированы цели с учетом консолидации 100% долей Tele2 Россия и определены новые инициативы, способные создать дополнительную стоимость акционерам».
«Во втором квартале рост нашего бизнеса ускорился до 13%. Выручка прирастает двухзначными темпами благодаря расширению мобильного сегмента и стремительному росту доходов от цифровых сервисов. Некоторые из них, такие, как сервисы информационной безопасности, продолжают демонстрировать экспоненциальный рост: за отчетный квартал доходы по этому направлению выросли в 2,5 раза, в том числе за счет активного развития массовых сервисов кибербезопасности. Значительным спросом пользуются наши облачные сервисы, услуги дата-центров, смарт-решения в сфере управления городской инфраструктурой и цифрового государства. Растет популярность семейства цифровых сервисов “Ростелеком. Ключ” и конвергентных пакетов. За внушительным ростом стоит упорный труд нашей профессиональной команды и доверие клиентов. Оно связано, прежде всего, с тем, как быстро компания умеет адаптироваться к изменению потребностей клиентов, своевременно предлагая удобные и эффективные сервисы. За последние месяцы нам удалось поддержать наших клиентов, изменив условия предоставления услуг в рамках текущих контрактов, и создав новые востребованные цифровые сервисы. Мы разработали продукт по дистанционному контролю за температурой сотрудников на основе тепловизоров, включающий оборудование, программное обеспечение и возможности интеграции с корпоративными системами заказчика. Этим сервисом уже воспользовался ряд крупных компаний, таких как “АЛРОСА”, “ЛУКОЙЛ” и другие. Еще одно уникальное цифровое решение, которое мы недавно предложили рынку, — продукт на основе алгоритмов и возможностей искусственного интеллекта для ретейла под названием Retail Hub. С его помощью торговые сети могут управлять сменой информации на электронных дисплеях и в режиме онлайн фокусировать внимание покупателей на нужных товарах, расширяя ассортимент покупок и увеличивая средний чек. Коллеги из Tele2 также предоставили своим пользователям широкую линейку удобных дистанционных услуг и удаленных способов подключения к ним. Наша главная задача состоит в том, чтобы и в дальнейшем быть рядом с клиентом, оставаться его надежным и доверенным партнером во всем, что касается цифрового настоящего и будущего».
«Мы уверенно прошли первую половину текущего года с точки финансовых показателей и реализации намеченных планов. Однако несмотря на заметное смягчение карантинных ограничений и первые признаки восстановления экономической активности, сохраняется значительная неопределенность в отношении дальнейшего развития пандемии и динамики макроэкономических показателей. Исходя из этого менеджмент придерживается консервативного взгляда на прогноз в части темпов роста за 2020 год, ожидая увеличения консолидированной выручки не менее чем на 5%, увеличения OIBDA не менее чем на 5%; СAPEX в пределах 100-110 млрд рублей (без учета реализации госпрограмм)».
Основные операционные итоги
Показатели фиксированного бизнеса
Количество абонентов (млн) |
II кв. 2020 |
II кв. 2019 |
Изменение |
I кв. 2020 |
Изменение |
Доступ в интернет |
13,4 |
13,0 |
3% |
13,2 |
1% |
ШПД (частные пользователи) |
12,3 |
12,0 |
2,5% |
12,2 |
1% |
ШПД + VPN (корпоративные клиенты) |
1,1 |
1,0 |
7% |
1,1 |
2% |
Платное ТВ |
10,7 |
10,2 |
4% |
10,5 |
2% |
в том числе «Интерактивное ТВ» |
5,8 |
5,4 |
7% |
5,7 |
2% |
Виртуальная телефония |
0,139 |
0,084 |
66% |
0,128 |
9% |
Местная телефонная связь |
14,9 |
16,5 |
(10%) |
15,3 |
(3%) |
ARPU[9] (руб.) |
II кв. 2020 |
II кв. 2019 |
Изменение |
I кв. 2020 |
Изменение |
Доступ в интернет |
|
|
|
|
|
ШПД (частные пользователи) |
395 |
398 |
(1%) |
397 |
(1%) |
ШПД + VPN (корпоративные клиенты) |
3 344 |
3 510 |
(5%) |
3 368 |
(1%) |
Платное ТВ (частные пользователи) |
248 |
248 |
(0%) |
257 |
(4%) |
в том числе «Интерактивное ТВ» |
309 |
315 |
(2%) |
319 |
(3%) |
Виртуальная телефония |
1 148 |
1 175 |
(2%) |
1 118 |
3% |
Blended ARPU[10] |
545 |
544 |
0% |
551 |
(1%) |
Показатели мобильного бизнеса
|
II кв. 2020 |
II кв. 2019 |
Изменение |
I кв. 2020 |
Изменение |
Дата трафик (вкл. MVNO), Пб |
1 216 |
733 |
66% |
1 087 |
12% |
Отток,% |
(9,0%) |
(8,1%) |
0,9 п.п. |
(9,2%) |
(0,2 п.п.) |
Рост активных пользователей интернета, % |
28,1% |
52,0% |
(23,9 п.п.) |
36,1% |
(8,0 п.п.) |
- Количество интернет-абонентов в сегменте домохозяйств во II квартале 2020 г. выросло на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 12,3 млн. Показатель ARPU составил 395 руб.
- Количество абонентов доступа в интернет и VPN в сегменте корпоративных пользователей выросло на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 1,1 млн организаций. Показатель ARPU составил 3 344руб.
- Количество абонентов платного ТВ выросло на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 10,7 млн со средним ARPU 248 рублей по частным пользователям;
- из них количество абонентов IPTV выросло на 7% до 5,8 млн подписчиков, показатель ARPU для частных пользователей составил 309 руб.
- Количество активных пользователей мобильного интернета выросло на 28,1% в сравнении с аналогичным периодом 2019 г., при этом рост интернет-трафика в мобильных сетях достиг 66%; показатель оттока сотовых абонентов составил 9,0%.
- Количество абонентов местной телефонной связи уменьшилось на 10% до 14,9 млн.
Пресс релиз по итогам 2 кв. 2020 г.
[1] Здесь и далее показатель OIBDA рассчитывается согласно приложению 1.
[2] Международные стандарты финансовой отчетности.
[3] Здесь и далее показатель капитальных вложений (CAPEX) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как денежные средства, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов.
[4] Здесь и далее свободный денежный поток (FCF) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как чистые денежные средства от операционной деятельности минус CAPEX, плюс поступления от продажи основных средств и нематериальных активов, плюс полученные проценты, плюс государственные субсидии.
[5] Здесь и далее чистый долг рассчитывается как долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты за вычетом денежных средств, их эквивалентов и краткосрочных вложений (прочие финансовые активы).
[6] Здесь и далее показатель капитальных вложений (CAPEX) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как денежные средства, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов.
[7] Здесь и далее свободный денежный поток (FCF) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как чистые денежные средства от операционной деятельности минус CAPEX, плюс поступления от продажи основных средств и нематериальных активов, плюс полученные проценты, плюс государственные субсидии.
[8] Здесь и далее чистый долг рассчитывается как долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты за вычетом денежных средств, их эквивалентов и краткосрочных вложений (прочие финансовые активы).
[9] Средний доход, получаемый с одного абонента.
[10] Blended ARPU включает в себя выручку от одного подписчика, который пользуется несколькими услугами одновременно (ШПД, IPTV и цифрового кабельного телевидения).