Финансовые и операционные результаты деятельности «Ростелекома» за III квартал и девять месяцев 2020 г.
Выручка в III квартале 2020 г. выросла на 13%, OIBDA[1] увеличилась на 17%, FCF[2] — на 26%. Повышен прогноз на 2020 г. до ≥9% роста по выручке и OIBDA.
Москва, 11 ноября 2020 г. — ПАО «Ростелеком» (MOEX: RTKM, RTKMP; OTCQX: ROSYY), крупнейший в России интегрированный провайдер цифровых услуг и решений, объявляет результаты деятельности за III квартал и девять месяцев 2020 г. по данным консолидированной отчетности по МСФО[3].
В соответствии с учетной политикой группы приобретение Tele2 Россия учтено по методу объединения бизнеса под общим контролем. В соответствии с данным методом объединение бизнеса, которое возникает от передачи доли в компаниях, находящихся под контролем акционеров, контролирующих группу, учитывается, как если бы такое объединение состоялось на начало самого раннего из представленных в отчетности сравнительных периодов, или, если позднее, с момента, на который был установлен общий контроль (для этой цели сравнительная информация пересматривается). Таким образом, консолидированные финансовые данные за 2019 г. были пересмотрены и в них были включены показатели Tele2 Россия таким образом, как если бы приобретение Tele2 Россия было завершено 1 января 2019 г.
Основные финансовые итоги III квартала 2020 г.
- Выручка по сравнению с III кварталом 2019 г. выросла на 13% до 135,0 млрд руб., при этом:
- выручка мобильного бизнеса — на 14% год к году;
- выручка от цифровых сервисов — на 62% год к году.
- Показатель OIBDA вырос на 17% до 53,7 млрд руб.
- Рентабельность по OIBDA увеличилась на 1,5 п. п. до 39,8%.
- Чистая прибыль выросла на 31% до 12,0 млрд руб.
- Капитальные вложения[4] без учета госпрограмм составили 24,3 млрд руб. (18,0% от выручки) против 18,8 млрд руб. (15,7% от выручки) за аналогичный период прошлого года.
- FCF вырос на 26% до 19,5 млрд руб.
- Чистый долг[5] увеличился на 23% с начала года и составил 410,0 млрд руб. или 2,2х показателя «чистый долг/OIBDA».
Основные показатели III квартала 2020 г., млн руб.
млн руб. |
III кв. 2020 |
III кв. 2019 |
Изменение |
Выручка |
134 988 |
119 621 |
13% |
OIBDA |
53 677 |
45 736 |
17% |
% от выручки |
39,8% |
38,2% |
- |
Операционная прибыль |
23 087 |
18 724 |
23% |
% от выручки |
17,1% |
15,7% |
- |
Чистая прибыль |
11 988 |
9 140 |
31% |
% от выручки |
8,9% |
7,6% |
- |
Капитальные вложения без учета госпрограмм |
24 325 |
18 755 |
30% |
% от выручки |
18,0% |
15,7% |
- |
Чистый долг |
410 027 |
322 744 |
27% |
Чистый долг/OIBDA |
2,2 |
1,9 |
- |
FCF |
19 512 |
15 455 |
4 057 |
Основные финансовые итоги 9 месяцев 2020 г.
- Выручка по сравнению с 9 месяцами 2019 г. увеличилась на 12% до 383,9 млрд руб.
- Показатель OIBDA вырос на 15% до 149,6 млрд руб.
- Рентабельность по OIBDA увеличилась на 1,0 п. п. до 39,0%.
- Чистая прибыль выросла на 21% до 27,4 млрд руб.
- Капитальные вложения[6] без учета госпрограмм составили 71,0 млрд руб. (18,5% от выручки) против 62,8 млрд руб. (18,3% от выручки) за 9 месяцев 2019 г.
- FCF составил 4,7 млрд руб. против 14,6 млрд руб. за 9 месяцев 2019 г.
- Чистый долг увеличился на 23% с начала года и составил 410,0 млрд руб. или 2,2х показателя «чистый долг/OIBDA».
Основные показатели 9 месяцев 2020 г., млн руб.
млн руб. |
9 мес. 2020 |
9 мес. 2019 |
Изменение |
Выручка |
383 880 |
342 858 |
12% |
OIBDA |
149 559 |
130 078 |
15% |
% от выручки |
39,0% |
37,9% |
- |
Операционная прибыль |
60 591 |
51 490 |
18% |
% от выручки |
15,8% |
15,0% |
- |
Чистая прибыль |
27 431 |
22 670 |
21% |
% от выручки |
7,1% |
6,6% |
- |
Капитальные вложения без учета госпрограмм |
70 976 |
62 794 |
13% |
% от выручки |
18,5% |
18,3% |
- |
Чистый долг |
410 027 |
322 744 |
27% |
Чистый долг/OIBDA |
2,2 |
1,9 |
- |
FCF |
4 734 |
14 556 |
(9 822) |
«Мы успешно завершили отчетный квартал, показав сильные финансовые и операционные результаты: выручка компании выросла на 13%, OIBDA — на 17%, свободный денежный поток — на 26%. Ключевыми сегментами роста бизнеса остаются мобильная связь и цифровые сервисы — в соответствии со стратегией трансформации “Ростелекома” в крупнейшего интегрированного провайдера цифровых сервисов в стране. Компания вышла на траекторию устойчивого роста, благодаря которому мы можем реализовывать еще больше амбициозных цифровых проектов в различных индустриях. Мы охватываем все больше перспективных бизнесов, где формируем сильные управленческие команды для интенсивного освоения новых и смежных сегментов рынка. “Ростелеком” ведет проекты в области телемедицины, онлайн-образования, экологии и других инновационных направлениях. Через точечные сделки M&A и создание партнерств мы приобретаем и создаем высокопрофессиональные команды в растущих цифровых бизнесах. Это позволяет усилить конкурентные возможности “Ростелекома” и более активно развивать существующие проекты и запускать новые. Примерами таких сделок стали приобретения компаний-разработчиков софтверных решений в сфере ЖКХ — “Форкам” и “Фастек”, включение в экосистему продуктовой линейки ведущего игрока на рынке системной ИБ-интеграции “Элвис-Плюс”, усиление позиций на рынке наземной доставки контента через покупку бизнеса “Синтерры Медиа”. Все это важные приобретения, которые имеют значительный потенциал в рамках развития соответствующих кластеров в “Ростелекоме”.
Мы продолжаем создавать удобные цифровые решения для бизнеса, государства и частных пользователей, но в рамках обновленной стратегии, которую планируем утвердить и представить рынку в ближайшее время, скорректируем акценты нашей работы. Под брендом “Ростелекома” нам удалось собрать портфель перспективных растущих бизнесов, реальную стоимость которых рынок пока недооценивает. Наша основная задача в связи с этим — реализовать имеющийся потенциал через дальнейшей рост бизнесов и раскрыть справедливую стоимость компании. При этом мы планируем сохранить привлекательный уровень дивидендных выплат, что в сочетании с ростом бизнеса дает акционерам уникальную инвестиционную возможность в долгосрочной перспективе».
«Наши усилия на ключевых рынках и направлениях продолжают конвертироваться в устойчивый рост бизнеса и укрепляют основу долгосрочного цифрового лидерства компании. Цифровые сервисы “Ростелекома” снова продемонстрировали впечатляющие результаты. Кратно увеличился спрос на решения по информационной безопасности (рост более чем в два с половиной раза), услуги центров обработки данных (более чем двукратный рост), облачного провайдинга/IaaS (более чем двукратный рост). На десятки процентов выросли сервисы цифрового государства, онлайн-видеотрансляций, смарт-решений для домохозяйств, облачной телефонии. В отчетном квартале мы пополнили семейство цифровых продуктов компании новыми актуальными опциями и предложениями, которые уже оценили наши клиенты. Совместно с Tele2 был запущен кинотариф “Везде онлайн”, при подключении которого пользователи получают доступ к специальной подписке на видеосервис Wink. Это хороший пример конвергентного подхода, которой мы реализуем в национальном масштабе, обеспечивая дополнительные продажи и повышая лояльность клиентов. Платформа развлечений Wink, к которой получили доступ клиенты Tele2 через специальное тарифное предложение, пользуется большой популярностью. В октябре мы зафиксировали рекорд одновременного просмотра, причем успешно прошли эту пиковую нагрузку — три миллиона пользователей Wink посмотрели последний бой Хабиба Нурмагомедова.
Корпоративные клиенты получили возможность выбрать оптимальное предложение из линейки тарифов для удаленной работы “Технологии PRO”. Она предлагает различные дополнительные сервисы к основной услуге широкополосного доступа в интернет, включая поддержку персонального менеджера, антивирус, ресурсы облачного хранилища “Яндекс.Диск” и другие возможности. Отдельно отмечу запуск инновационного решения для мониторинга оборота твердых бытовых отходов, которое с помощью камер видеонаблюдения и технологий искусственного интеллекта позволяет анализировать состояние площадок сбора мусора, проверять график вывоза, выявлять отклонения от стандартов. Сервисы по защите окружающей среды становятся все более востребованными по всему миру и перед нашей компанией, как ключевым проводником цифровизации в стране, открывается большое окно возможностей для активного развития инновационных решений в сфере экологии».
«Компания продемонстрировала уверенный рост основных финансовых показателей и планомерно движется к достижению намеченных на 2020 год целей. Несмотря на ужесточение ограничений из-за второй волны пандемии и сохранение неопределенности в отношении дальнейшей динамики макроэкономических показателей, солидный задел первых трех кварталов позволяет нам повысить прогноз показателей “Ростелекома” в целом по 2020 году. Исходя из этого менеджмент компании ожидает увеличения консолидированной выручки не менее чем на 9%, роста OIBDA не менее чем на 9%; СAPEX сохраняется в пределах 100–110 млрд рублей (без учета реализации госпрограмм)».
Основные операционные итоги
Показатели фиксированного бизнеса
Количество абонентов (млн) |
III кв. 2020 |
III кв. 2019 |
Изменение |
II кв. 2020 |
Изменение |
Доступ в интернет |
13,4 |
13,1 |
3% |
13,4 |
0,4% |
ШПД (частные пользователи) |
12,3 |
12,0 |
3% |
12,3 |
0,3% |
ШПД + VPN (корпоративные клиенты) |
1,1 |
1,0 |
6% |
1,1 |
2% |
Платное ТВ |
10,7 |
10,3 |
4% |
10,7 |
1% |
в том числе «Интерактивное ТВ» |
5,9 |
5,5 |
8% |
5,8 |
2% |
Виртуальная телефония |
0,147 |
0,090 |
62% |
0,139 |
5% |
Местная телефонная связь |
14,5 |
16,0 |
(9%) |
14,9 |
(3%) |
ARPU[7] (руб.) |
III кв. 2020 |
III кв. 2019 |
Изменение |
II кв. 2020 |
Изменение |
Доступ в интернет |
|
|
|
|
|
ШПД (частные пользователи) |
390 |
396 |
(1%) |
395 |
(1%) |
ШПД + VPN (корпоративные клиенты) |
3 231 |
3 475 |
(7%) |
3 344 |
(3%) |
Платное ТВ (частные пользователи) |
245 |
248 |
(1%) |
248 |
(1%) |
в том числе «Интерактивное ТВ» |
298 |
311 |
(4%) |
309 |
(4%) |
Виртуальная телефония |
1 119 |
1 200 |
(7%) |
1 148 |
(3%) |
Blended ARPU[8] |
537 |
536 |
0,1% |
545 |
(1%) |
Показатели мобильного бизнеса
|
III кв. 2020 |
III кв. 2019 |
Изменение |
II кв. 2020 |
Изменение |
Дата-трафик (вкл. MVNO), Пб |
1 351 |
875 |
55% |
1 216 |
11% |
Отток, % |
(7,3%) |
(8,8%) |
(1,5 п. п.) |
(9,0%) |
(1,7 п. п.) |
Рост активных пользователей интернета, % |
25,5% |
47,4% |
(21,9 п. п.) |
28,1% |
(2,6 п. п.) |
- Количество интернет-абонентов в сегменте домохозяйств в III квартале 2020 г. выросло на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 12,3 млн. Показатель ARPU составил 390 руб.
- Количество абонентов доступа в интернет и VPN в сегменте корпоративных пользователей выросло на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 1,1 млн организаций. Показатель ARPU составил 3 231 руб.
- Количество абонентов платного ТВ выросло на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 10,7 млн со средним ARPU 245 руб. по частным пользователям;
- из них количество абонентов IPTV выросло на 8% до 5,9 млн подписчиков, показатель ARPU для частных пользователей составил 298 руб.
- Количество активных пользователей мобильного интернета выросло на 25,5% в сравнении с аналогичным периодом 2019 г., при этом рост интернет-трафика в мобильных сетях достиг 55%; показатель оттока сотовых абонентов снизился до 7,3%.
- Количество абонентов местной телефонной связи уменьшилось на 9% до 14,5 млн.
Пресс-релиз по итогам 3 кв. 2020 г.
[1] Здесь и далее показатель OIBDA рассчитывается согласно приложению 1.
[2] Здесь и далее свободный денежный поток (FCF) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как чистые денежные средства от операционной деятельности минус CAPEX, плюс поступления от продажи основных средств и нематериальных активов, плюс полученные проценты, плюс государственные субсидии.
[3] Международные стандарты финансовой отчетности.
[4] Здесь и далее показатель капитальных вложений (CAPEX) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как денежные средства, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов.
[5] Здесь и далее чистый долг рассчитывается как долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты за вычетом денежных средств, их эквивалентов и краткосрочных вложений (прочие финансовые активы).
[6] Здесь и далее показатель капитальных вложений (CAPEX) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как денежные средства, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов.
[7] Средний доход, получаемый с одного абонента.
[8] Blended ARPU включает в себя выручку от одного подписчика, который пользуется несколькими услугами одновременно (ШПД, IPTV и цифрового кабельного телевидения).