Финансовые и операционные результаты деятельности «Ростелекома» за IV квартал и 12 месяцев 2019 г.
Цифровой сегмент[1] в 2019 г. вырос на 13%, OIBDA[2] увеличилась на 6%, FCF[3] — на 55%.
Москва, 3 марта 2020 г. — ПАО «Ростелеком» (MOEX: RTKM, RTKMP; OTCQX: ROSYY), крупнейший в России провайдер цифровых услуг и решений, объявляет результаты деятельности за IV квартал и 12 месяцев 2019 года по данным консолидированной отчетности по МСФО[4].
Основные достижения
- Рост выручки в IV квартале 2019 г. составил 9% год к году, по итогам 2019 г. — более 5%.
- Цифровой сегмент в IV квартале 2019 г. вырос на 19%, а его доля в выручке достигла 62%.
- OIBDA за 2019 г. выросла на 6%.
- Чистая прибыль за 2019 г. выросла на 10% и достигла 16,5 млрд руб.
- FCF в 2019 г. вырос на 55% до 22,8 млрд руб.
Основные финансовые итоги IV квартала 2019 г.
- Выручка по сравнению с IV кварталом 2018 г. выросла на 9% до 94,9 млрд руб.
- Показатель OIBDA составил 25,1 млрд руб. против 26,0 млрд руб. в IV квартале 2018 г.
- Рентабельность по OIBDA составила 26,4% по сравнению с 29,8% в IV квартале 2018 г.
- Чистая прибыль составила 0,1 млрд руб. против 2,4 млрд руб. в IV квартале 2018 г.
- Капитальные вложения[5] без учета госпрограмм выросли на 51% до 30,6 млрд руб. (32,3% от выручки) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
- FCF вырос на 4% до 18,7 млрд руб. по сравнению с IV кварталом 2018 г.
- Чистый долг[6] увеличился на 14% с начала года и составил 212,7 млрд руб. или 2,0х показателя «чистый долг/OIBDA».
Основные показатели IV квартала 2019 г., млн руб.
млн руб. |
IV кв. 2019 |
IV кв. 2018 |
Изменение |
Выручка |
94 867 |
87 257 |
9% |
OIBDA |
25 086 |
26 038 |
(4%) |
% от выручки |
26,4% |
29,8% |
- |
Операционная прибыль |
3 932 |
8 167 |
(52%) |
% от выручки |
4,1% |
9,4% |
- |
Чистая прибыль |
112 |
2 351 |
(95%) |
% от выручки |
0,1% |
2,7% |
- |
Капитальные вложения без учета госпрограмм |
30 607 |
20 322 |
51% |
% от выручки |
32,3% |
23,3% |
- |
Чистый долг |
212 748 |
186 712 |
14% |
Чистый долг/OIBDA |
2,0 |
1,9 |
- |
FCF |
18 744 |
18 063 |
681 |
Основные финансовые итоги 12 месяцев 2019 г.
- Выручка по сравнению с 2018 г. выросла на 5% до 337,4 млрд руб.
- Показатель OIBDA вырос на 6% до 106,5 млрд руб.
- Рентабельность по OIBDA выросла до 31,6%.
- Чистая прибыль выросла на 10% до 16,5 млрд руб.
- Капитальные вложения[7] без учета госпрограмм выросли на 22% до 71,8 млрд руб. (21,3% от выручки) по сравнению с 2018 г.
- FCF вырос на 55% до 22,8 млрд руб. по сравнению с 2018 г.
Основные показатели 2019 г., млн руб.
млн руб. |
2019 |
2018 |
Изменение |
Выручка |
337 421 |
320 239 |
5% |
OIBDA |
106 526 |
100 900 |
6% |
% от выручки |
31,6% |
31,5% |
- |
Операционная прибыль |
33 852 |
35 800 |
(5%) |
% от выручки |
10,0% |
11,2% |
- |
Чистая прибыль |
16 474 |
15 012 |
10% |
% от выручки |
4,9% |
4,7% |
- |
Капитальные вложения без учета госпрограмм |
71 787 |
58 993 |
22% |
% от выручки |
21,3% |
18,4% |
- |
Чистый долг |
212 748 |
186 712 |
14% |
Чистый долг/OIBDA |
2,0 |
1,9 |
- |
FCF |
22 810 |
14 751 |
8 059 |
«Менеджмент доволен достигнутыми финансовыми и операционными результатами 2019 года. “Ростелеком” сохраняет прочные лидерские позиции на рынках ШПД и платного ТВ и вместе с тем продолжает активную цифровую трансформацию бизнеса. Быстрее всего растут сегменты облачных сервисов, кибербезопасности, дата-центров, а также умных цифровых сервисов для домохозяйств, бизнеса и государства. Благодаря цифровому сегменту, который в минувшем году снова показал двузначный рост, компания увеличила выручку на 5%, OIBDA — на 6%, чистую прибыль — на 10%. Операционные достижения привели к увеличению денежного потока компании в полтора раза, что создает комфортную основу для реализации действующей дивидендной политики.
Безусловно, главным событием прошлого года не только для нас, но и для всего телеком-рынка, стало решение “Ростелекома” консолидировать 100% долей Tele2 Россия, самого динамичного и успешного игрока на российском рынке мобильных услуг. Крупнейшая за последние годы сделка в телеком-отрасли страны упрочит лидирующее положение “Ростелекома” на рынке цифровых сервисов. Результатом сделки станет расширение экосистемы “Ростелекома” за счет новых сервисов и решений, что будет способствовать улучшению финансовых показателей, повысит конкурентоспособность и рентабельность бизнеса в целом, поможет не только привлекать новых клиентов, но и сохранять их доверие на долгие годы. Важно, что Банк ВТБ с партнерами становятся нашими крупными долгосрочными инвесторами, заинтересованными в росте капитализации компании. В 2020 году мы обновим стратегию развития компании, скорректируем ключевые цели, среди которых — развитие инновационных продуктов и технологий, включая создание мобильных сетей пятого поколения (5G)».
«Хорошие результаты 2019 года стали возможны благодаря усилиям всех блоков клиентских сегментов на пути цифровой трансформации и продвижения современных цифровых сервисов. При этом сегмент корпоративных и государственных клиентов, на устойчивое развитие которого мы делаем ставку, показал наилучший двузначный рост — 13% год к году. Во многом этот успех обусловлен реализацией проектов «Умный город», продвижением облачных и других цифровых сервисов, которые становятся востребованными как крупными корпоративными и государственными клиентами, так и малым и средним бизнесом. Мы видим значительный спрос на виртуальную ИТ-инфраструктуру со стороны бизнеса и государства. Для того чтобы быть конкурентным на этом рынке и успешно предоставлять сервисы облачного провайдинга, компания постоянно совершенствует свои ИТ-решения. “Ростелеком” значительно укрепил свои позиции на рынке услуг дата-центров через приобретение компании DataLine. Сделка позволит нам нарастить долю высокомаржинальных облачных продуктов — особенно с учетом того, что корпоративные и государственные клиенты активно переходят на сервисную модель потребления ИТ-услуг. “Ростелеком” сделал digital основой своего развития, уже сейчас мы предлагаем рынку современные цифровые решения в сферах кибербезопасности, городской инфраструктуры, биометрической идентификации, медицины, образования и других. Значимость и доля этих инновационных продуктов в структуре нашего бизнеса будет только увеличиваться, обеспечивая устойчивое развитие компании в эпоху повсеместной цифровизации промышленности и различных сфер жизни человека».
«Компания успешно завершила 2019 год и на фоне сильных результатов, в том числе в части денежного потока, мы ожидаем дальнейшей позитивной динамики в части расширения цифрового сегмента бизнеса. Поэтому в 2020 году планируем нарастить выручку и OIBDA компании без учета результатов деятельности Tele2 Россия и DataLine не менее чем на 5%. При этом СAPEX будет находиться в пределах 70–75 млрд рублей без учета реализации госпрограмм».
Основные операционные итоги
Количество абонентов (млн) |
IV кв. 2019 |
IV кв. 2018 |
Изменение |
III кв. 2019 |
Изменение |
Доступ в интернет |
13,2 |
13,0 |
2% |
13,1 |
1% |
ШПД (частные пользователи) |
12,2 |
12,0 |
1% |
12,0 |
1% |
ШПД + VPN (корпоративные клиенты) |
1,1 |
1,0 |
6% |
1,0 |
2% |
Платное ТВ |
10,4 |
10,2 |
3% |
10,3 |
1% |
в том числе «Интерактивное ТВ» |
5,6 |
5,3 |
6% |
5,5 |
2% |
Абоненты MVNO |
1,7 |
1,2 |
41% |
1,5 |
15% |
Местная телефонная связь |
15,7 |
17,4 |
(10%) |
16,1 |
(3%) |
ARPU[8] (руб.) |
IV кв. 2019 |
IV кв. 2018 |
Изменение |
III кв. 2019 |
Изменение |
Доступ в интернет |
|
|
|
|
|
ШПД (частные пользователи) |
402 |
392 |
2% |
396 |
2% |
ШПД + VPN (корпоративные клиенты) |
3 455 |
3 160 |
9% |
3 475 |
(1%) |
Платное ТВ (частные пользователи) |
255 |
251 |
2% |
248 |
3% |
в том числе «Интерактивное ТВ» |
320 |
328 |
(2%) |
311 |
3% |
Blended ARPU[9] |
553 |
549 |
1% |
536 |
3% |
Клиентская база и ARPU
- Количество интернет-абонентов в сегменте домохозяйств в IV квартале 2019 г. выросло на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 12,2 млн. Показатель ARPU вырос на 2% до 402 руб.
- Количество абонентов доступа в интернет и VPN в сегменте корпоративных пользователей выросло на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 1,1 млн. Показатель ARPU вырос на 9% до 3 455 руб.
- Количество абонентов платного ТВ выросло на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 10,4 млн клиентов со средним ARPU 255 рублей по частным пользователям, который увеличился на 2%;
- из них количество абонентов «Интерактивного ТВ» выросло на 6% до 5,6 млн подписчиков, показатель ARPU для частных пользователей составил 320 руб.
- Количество абонентов мобильной связи (MVNO) составило 1,7 млн, увеличившись на 41%.
- Количество абонентов местной телефонной связи уменьшилось на 10% до 15,7 млн.
Пресс релиз по итогам 4 кв. 2019 г.