Финансовые и операционные результаты деятельности «Ростелекома» за 2 квартал 2019 г.
Цифровой сегмент [1] во II квартале 2019 г. вырос на 11%, OIBDA[2] увеличилась на 13%, чистая прибыль — на 40%
Москва, 2 августа 2019 г. — ПАО «Ростелеком» (MOEX: RTKM, RTKMP; OTCQX: ROSYY), крупнейший в России провайдер цифровых услуг и решений, объявляет результаты деятельности за второй квартал и первое полугодие 2019 года по данным консолидированной отчетности по МСФО[3].
Основные достижения
- Рост выручки в II квартале 2019 г. составил 4% год к году;
- Цифровой сегмент в II квартале 2019 г. вырос на 11%, а его доля в выручке составила 57%;
- OIBDA за II квартал 2019 г. выросла на 13% до 27,2 млрд руб.;
- Чистая прибыль за II квартал 2019 г. выросла на 40% и достигла 4,3 млрд руб.;
- FCF[4] в II квартале 2019 г. улучшился до 11,4 млрд руб.
Основные финансовые итоги II квартала 2019 г.
- Выручка выросла на 4% до 80,2 млрд руб. по сравнению с II кварталом 2018 г.;
- Показатель OIBDA вырос на 13% до 27,2 млрд руб.;
- Рентабельность по OIBDA выросла на 2,9 п. п. до 33,9% по сравнению с II кварталом 2018 г.;
- Чистая прибыль выросла на 40% до 4,3 млрд руб. в сравнении с II кварталом 2018 г.;
- Капитальные вложения[5] составили 15,2 млрд руб. (19,0% от выручки), увеличившись на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (14,4 млрд руб. и 18,7% от выручки за II квартал 2018 г. соответственно);
- FCF улучшился до 11,4 млрд руб. против (0,8) млрд руб. в II квартале 2018 г.;
- Чистый долг[6] увеличился на 8% с начала года и составил 201,6 млрд руб. или 1,9х показателя «чистый долг/OIBDA».
Основные показатели II квартала 2019 г., млн руб.
млн руб. |
II кв. 2019 |
II кв. 2018 |
Изменение |
Выручка |
80 160 |
77 365 |
4% |
OIBDA |
27 162 |
23 983 |
13% |
% от выручки |
33,9% |
31,0% |
- |
Операционная прибыль |
9 756 |
8 342 |
17% |
% от выручки |
12,2% |
10,8% |
- |
Чистая прибыль |
4 319 |
3 094 |
40% |
% от выручки |
5,4% |
4,0% |
- |
Капитальные вложения |
15 243 |
14 442 |
6% |
% от выручки |
19,0% |
18,7% |
- |
Чистый долг |
201 587 |
193 497 |
4% |
Чистый долг/OIBDA |
1,9 |
2,0 |
- |
FCF |
11 388 |
(832) |
12 220 |
Основные финансовые итоги I полугодия 2019 г.
- Выручка выросла на 3% до 158,8 млрд руб. по сравнению с I полугодием 2018 г.;
- Показатель OIBDA вырос на 13% до 53,5 млрд руб. по сравнению с I полугодием 2018 г.;
- Рентабельность по OIBDA выросла на 2,7 п. п. до 33,7% по сравнению с I полугодием 2018 г.;
- Чистая прибыль выросла на 43% до 10,0 млрд руб. в сравнении с I полугодием 2018 г.;
- Капитальные вложения[7] составили 37,6 млрд руб. (23,7% от выручки), увеличившись на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (29,6 млрд руб. и 19,3% от выручки за I полугодие 2018 г. соответственно);
- FCF улучшился до (3,2) [8] млрд руб. против (6,7) млрд руб. в I полугодии 2018 г.
Основные показатели I полугодия 2019 г., млн руб.
млн руб. |
6 мес. 2019 |
6 мес. 2018 |
Изменение |
Выручка |
158 827 |
153 568 |
3% |
OIBDA |
53 543 |
47 534 |
13% |
% от выручки |
33,7% |
31,0% |
- |
Операционная прибыль |
19 465 |
16 699 |
17% |
% от выручки |
12,3% |
10,9% |
- |
Чистая прибыль |
9 950 |
6 958 |
43% |
% от выручки |
6,3% |
4,5% |
- |
Капитальные вложения |
37 586 |
29 567 |
27% |
% от выручки |
23,7% |
19,3% |
- |
Чистый долг |
201 587 |
193 497 |
4% |
Чистый долг/OIBDA |
1,9 |
2,0 |
- |
FCF |
(3 195) |
(6 681) |
3 486 |
«“Ростелеком” продолжает уверенно наращивать цифровой сегмент, расширяя линейку индивидуальных цифровых сервисов для разных групп клиентов. Это — наш стратегический приоритет.
В отчетном квартале “Ростелеком” предложил решения в области цифровизации придомовой территории и подъездов. Компания запустила федеральную платформу “РТК Ключ”, которая, как конструктор, будет наполняться различными сервисами в интересах девелоперов, управляющих компаний и жителей. Первыми доступными продуктами стали придомовое видеонаблюдение и “умный” домофон, управление которыми будет возможно через мобильное приложение. В дальнейшем платформа будет дополняться такими решениями как дистанционный сбор показаний счетчиков, “умный” шлагбаум, цифровой ключ и другие. Таким образом, “Ростелеком” планирует полностью выстроить вертикаль “умное” домохозяйство — умный многоквартирный дом/придомовая территория — умный город.
Мы видим значительный спрос со стороны бизнеса и государства на услуги виртуальной ИТ-инфраструктуры. Для того, чтобы быть конкурентным на этом рынке и успешно предоставлять облачные сервисы, мы в 10 раз до 10Гбит/с расширили полосу между виртуальными машинами, существенно повысили уровень доступности и стабильности сервисов на всех площадках ЦОД, ввели в эксплуатацию 800 дополнительных стойко-мест в новом дата-центре “Удомля”.
Недавно мы представили рынку Solar MSS — обновленную экосистему кибербезопасности, которая включает девять взаимоинтегрированных управляемых сервисов. Технологическим ядром является платформа, построенная на прорывной технологии программно-определяемых сетей SD-WAN. Комплекс технологий Solar MSS обеспечивает защиту от всех основных типов атак. Он также позволяет делать акцент на наиболее критичных для каждой отдельной организации сегментах. Лидирующий российский центр мониторинга и реагирования Solar JSOC наделяет все сервисы Solar MSS экспертной аналитикой, техническими индикаторами киберугроз и проверенными методами противодействия злоумышленникам. За первое полугодие 2019 года наш центр зафиксировал свыше 400 тысяч кибератак, однако мы сумели обеспечить надежную цифровую защиту бизнеса наших клиентов. Развитые компетенции в сфере кибербезопасности позволили нам также успешно отразить кибератаки во время проведения “Прямой линии с Президентом РФ”, организацию которой в инфраструктурной части уже не первый год доверяют “Ростелекому”.
Мы также активно продвигаем решения в области промышленного интернета, видим свою основную задачу в том, чтобы помочь клиентам в модернизации их бизнеса через призму цифровых технологий. Для этого во втором квартале 2019 года “Ростелеком” вывел на рынок услугу дистанционного управления сим-картами в устройствах и датчиках сети М2М, которая позволяет оптимизировать бизнес-процессы предприятий, предоставлять новые услуги и технологии, сокращать издержки и наращивать выручку как крупному, так и среднему и малому бизнесу. А вместе с компанией ЛУКОЙЛ мы запустили первые “умные” скважины на месторождениях Пермского края с возможностью дистанционного мониторинга и управления нефтегазовым оборудованием.
Эти и многие другие достижения в области развития цифрового сегмента бизнеса позволили нам показать высокие финансовые и операционные результаты второго квартала 2019 года. Компания зафиксировала рост по всем основным показателям: выручка увеличилась на 4%, операционная прибыль до амортизации — на 13%, чистая прибыль — на 40%. Помимо этого, значительно улучшился показатель свободного денежного потока, который является базой для выплаты дивидендов нашим акционерам.
Двузначный темп роста цифровой части нашего бизнеса свидетельствует об успехе трансформации компании в надежного цифрового партнера для населения, бизнеса, государства. Мы продолжим реализацию ключевых стратегических проектов, развитие цифровых экосистем, технологической инфраструктуры и человеческого капитала, будем укреплять свои лидерские позиции по оказанию цифровых услуг для всех типов клиентов».
«Результаты второго квартала 2019 года позволяют нам с еще большей уверенностью смотреть на перспективы дальнейшего развития компании в наращивании цифрового сегмента и повышения внутренней эффективности. Это позволяет нам повысить наш прогноз по выручке и OIBDA на 2019 год: теперь мы ожидаем, что эти показатели вырастут не менее, чем на 3%. Прогноз CAPEX остается на прежнем уровне в пределах 65–70 млрд руб. с учетом 7 млрд руб. регуляторного CAPEX и без учета реализации госпрограмм».
Основные операционные итоги
Количество абонентов (млн): |
II кв. 2019 |
II кв. 2018 |
Изменение |
I кв. 2019 |
Изменение |
Доступ в интернет |
13,0 |
13,0 |
0,4% |
13,0 |
0,1% |
ШПД (частные пользователи) |
12,0 |
12,0 |
0,1% |
12,0 |
0,01% |
ШПД + VPN (корпоративные клиенты) |
1,0 |
1,0 |
4% |
1,0 |
1% |
Платное ТВ |
10,2 |
10,0 |
2% |
10,2 |
0,03% |
в том числе «Интерактивное ТВ» |
5,4 |
5,1 |
7% |
5,4 |
1% |
Абоненты MVNO |
1,3 |
1,0 |
39% |
1,3 |
6% |
Местная телефонная связь |
16,6 |
18,3 |
(9%) |
17,0 |
(2%) |
ARPU[9](руб.): |
II кв. 2019 |
II кв. 2018 |
Изменение |
I кв. 2019 |
Изменение |
Доступ в интернет |
|
|
|
|
|
ШПД (частные пользователи) |
398 |
380 |
5% |
397 |
0,4% |
ШПД + VPN (корпоративные клиенты) |
3 510 |
3 118 |
13% |
3 266 |
7% |
Платное ТВ (частные пользователи) |
248 |
239 |
4% |
249 |
(0,5%) |
в том числе «Интерактивное ТВ» |
315 |
310 |
2% |
317 |
(0,5%) |
Blended ARPU[10] |
544 |
516 |
6% |
543 |
0,2% |
Клиентская база и ARPU
- Количество абонентов доступа в интернет в сегменте домохозяйств в II квартале 2019 г. выросло на 0,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 12,0 млн. Показатель ARPU вырос на 5% до 398 руб.
- Количество абонентов доступа в интернет и VPN в сегменте корпоративных пользователей выросло на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 1,0 млн. Показатель ARPU вырос на 13% до 3 510 руб.
- Количество абонентов платного ТВ выросло на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 10,2 млн клиентов со средним ARPU 248 рублей, который также увеличился на 4%;
• из них количество абонентов «Интерактивного ТВ» выросло на 7% до 5,4 млн подписчиков. ARPU также вырос до 315 руб. - Количество абонентов MVNO составило 1,3 млн, увеличившись на 39%;
- Количество абонентов местной телефонной связи уменьшилось на 9% до 16,6 млн.
[1] ШПД + платное ТВ + VPN + VAS и облачные услуги.
[2] Здесь и далее показатель OIBDA рассчитывается согласно приложению 1. Обращаем внимание, что c III квартала 2018 г. компания изменила методику расчета OIBDA, исключив из нее расходы по негосударственному пенсионному обеспечению; исторические показатели OIBDA за 2018 г. пересчитаны согласно новой методике.
[3] Международные стандарты финансовой отчетности.
[4] Свободный денежный поток. Здесь и далее с 2019 г. FCF определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как чистые денежные средства от операционной деятельности минус CAPEX, плюс поступления от продажи основных средств и нематериальных активов, плюс полученные проценты, плюс государственные субсидии. Сопоставимые значения 2018 г. приведены в том виде, как они были раскрыты в соответствующем периоде.
[5] Здесь и далее показатель капитальных вложений (CAPEX) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как денежные средства, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов.
[6] Здесь и далее чистый долг рассчитывается как общий долг за вычетом денежных средств, их эквивалентов и краткосрочных вложений (прочие финансовые активы).
[7] Здесь и далее показатель капитальных вложений (CAPEX) определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как денежные средства, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов.
[8] Здесь и далее с 2019 г. FCF определяется на основании «Отчета о движении денежных средств» как чистые денежные средства от операционной деятельности минус CAPEX, плюс поступления от продажи основных средств и нематериальных активов, плюс полученные проценты, плюс государственные субсидии. Сопоставимые значения 2018 г. приведены в том виде, как они были раскрыты в соответствующем периоде.
[9] Средний доход, получаемый с одного абонента.
[10] Blended ARPU включает в себя выручку от ШПД, IPTV и цифрового кабельного телевидения.